Персональный сайт педагога-психолога Чаматовой Светланы Павловны
ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Чаматова С.П.(Инновационный подход к обучению и воспитанию: материалы VI Международного фестиваля методических идей.12 ноября 2015 г./ гл.редактор М.П.Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. - 356 с. ISBN 978-5-906212-93-1) Аннотация: в современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие - предоставление государством возможности профессионального сопровождения самых ранних этапов детства. Именно поэтому Центры игровой поддержки ребёнка, как вариативная форма дошкольного образования, в настоящее время приобретают всё большую популярность и являются первой ступенью системы дошкольного воспитания. Ключевые слова: вариативные формы дошкольного образования, центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР), психолого-педагогическое сопровождение. Целью образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Именно поэтому современная система дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса. При этом развитие вариативных форм дошкольного образования является одним из направлений реализации поставленной цели. Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу. С каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Учитывая данный факт с начала 2013 учебного года на базе МБДОУ №207 г Ульяновска (заведующая И.Н. Давыдова, зам. зав. по УВР Н.В.Кузина) было организовано функционирование Центра игровой поддержки ребенка. ЦИПР – является первой ступенью дошкольного образования. Именно здесь малыш, готовясь к поступлению в детский сад, приобретает первые социальные навыки, развивает свою познавательную деятельность, учится общению. Центр игровой поддержки ребенка – является одной из вариативных форм дошкольного образования, которая создается с целью организации психолого - педагогического сопровождения, направленного на всестороннее развитие детей от 6 месяцев до 3-х лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ [5]. Виды и формы психолого-педагогического сопровождения в рамках функционирования ЦИПР разнообразны и включают в себя: сопровождение ребёнка и его родителей, сопровождение педагогов в процессе учебно-воспитательной деятельности, а так же сопровождение детско-родительских отношений. Основными задачами деятельности ЦИПР являются: - оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; - разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого- педагогического сопровождения ребенка; - обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; - консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения. Основные формы работы: 1. Индивидуальные, специально организованные игровые сеансы, во время которых проводится одновременная работа с матерью и ребёнком с учётом личностно-ориентированного подхода к каждому участнику. 2. Групповые игровые сеансы. 3. Сотрудничество с родителями с целью повышения уровня их компетенции по отношению к собственным детям; по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, способствующей более полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях. Методы работы с детьми: театрализованная деятельность, пальчиковые игры, логопедические разминки, подвижные игры, продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование), музыкальное сопровождение. Основным принципом деятельности Центра является организация совместной деятельности детей, их родителей и педагога. Образовательная деятельность организуется два раза в неделю в первой половине дня. Занятия ведутся поочерёдно несколькими педагогами в разных специально оборудованных помещениях детского сада: в кабинете педагога-психолога, в музыкальном и спортивном залах, и разделены на игровые мини-сеансы: - игровой сеанс с педагогом-психологом; - игровой сеанс с музыкальным руководителем; - игровой сеанс с инструктором по физической культуре; Каждый игровой сеанс содержит несколько различных видов деятельности способствующих развитию социально-коммуникативной, познавательной и речевой сферы детей раннего возраста, их художественно-эстетических способностей и физических данных. Общая длительность образовательной деятельности в ЦИПР составляет до 45 минут. Организованное специалистами ЦИПР развивающее обучение строиться с учётом возрастных особенностей детей и опирается на зоны ближайшего развития. При этом используется принцип личностно-ориентированного подхода, который позволяет учитывать индивидуальность каждого ребёнка, опирается на его потребности и потенциальные возможности. ФГОС ДО указывает, что для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами [3]. Учитывая вышеизложенное, мы стремимся к тому, чтобы развивающая среда нашего Центра предоставляла детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Особенностью ЦИПР является то, что ребенок на занятиях находится вместе с родителями. Все они являются непосредственными участниками игровых сеансов, обучаются сами, а потом в домашних условиях используя вновь полученные знания, помогают малышам развиваться более гармонично. Создавая специальные психолого-педагогические условия, мы стремимся к тому, чтобы внимание родителей было обращено на необходимость целенаправленного развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Формируя у детей такие свойства личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, наши специалисты закладывают основу для дальнейшего интеллектуального, эмоционального и личностного развития малышей. Во время игровых сеансов, а также в специально отведённый консультативный день мамы и папы могут получить ответ на любой интересующий их вопрос. В ЦИПР организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей по повышению их грамотности в вопросах образования и расширения представлений в сфере педагогических и специальных знаний. Тематика консультаций подбирается по запросам родителей. В заключении хочется отметить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир [4]. И только целенаправленное сотрудничество детского сада и семьи будет способствовать разностороннему развитию малышей, создавать условия для более полного осознания родителями своей роли в воспитании собственных детей, помогать в наибольшем раскрытии родительского потенциала. Литература 1. ФГОС ДО / Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17.10.2013 2. ФЗ «Об образовании в РФ» /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29.12.2012 3.Белова, И.А., Белоногова, Е.М., Гусарова, Н.М. и др. Вместе: воспитание детей раннего возраста в семейном игровом центре [Текст]: методическое пособие / под ред. Н.Ю. Майданкиной. – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2014. 4. Бороздина Е.В., Кононова В.С., Орехова Т.В. и др. Капельки детства: программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях ФГОС в период адаптации к ДОУ, их родителей и педагогов [Текст]: учебно-методическое пособие/ Бороздина Е.В., Кононова В.С., Орехова Т.В. и др. – Ульяновск: ООО «Вектор - С», 2015. – 156с. 5. Каминская О.В. Пирамидка: программа Центра игровой поддержки ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: методическое пособие для специалистов ДОУ, работающих с детьми раннего возраста в Центре игровой поддержки ребенка /О.В. Каминская. – Александровск, 2011. 1 февраля 2017 в 22:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.