Персональный сайт педагога-психолога Чаматовой Светланы Павловны

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «БОЛЬШОЙ МИР МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» Чаматова С.П.

 (Галерея методических идей: материалы заочной Международной мастерской современного педагога. 29 марта 2016 г./ гл.редактор М.П.Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. - 720 с. ISBN 978-5-9908049-4-4)

Аннотация:  психологическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей, что является одним из основных принципов   ФГОС ДО. Виды и формы психолого-педагогическое сопровождения разнообразны и включают в себя: сопровождение  ребёнка и его родителей, сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности, а так же сопровождение детско-родительских отношений.  

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, проектная деятельность, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. 

Современная система дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации  педагогического процесса.  При этом особая роль отводится психологическому сопровождению ребёнка в условиях ДОУ. 

С целью создания благоприятного воспитательно – образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ, способствующего гармоничному всестороннему развитию личности ребёнка дошкольника 4-5 лет  на базе МБДОУ № 207  города Ульяновска (заведующая Давыдова И.Н.) был разработан и апробирован проект психологического сопровождения дошкольников в условиях ФГОС «Большой мир маленького человека».  

Задачи проекта:

1. Способствовать укреплению физического и психического здоровья ребёнка дошкольника  с учётом его индивидуальных возрастных особенностей.  

2. Создать условия для проявления познавательной активности для развития памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, творческой фантазии и речи, способствовать самопознанию ребёнка.

3. Формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения с детьми и взрослыми, совершенствовать коммуникативные навыки.

4. Создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей, способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости,  отзывчивости.

5. Формировать умение подчинять своё поведение нравственным нормам и правилам.

6. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей  и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

7. Гармонизация детско-родительских отношений, формирование активной позиции родителей  в вопросах  воспитания собственных детей.

Работа по реализации проекта велась в трёх направлениях: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с педагогами. 

И осуществлялась в три этапа:

1. Организационно-подготовительный этап. Включал в себя разработку карт наблюдений для выявления уровня познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников, создание методических условий для реализации  проекта.

2. Внедренческий этап. Был направлен на  реализацию проектных  мероприятий в условиях ДОУ. 

3. Аналитический этап. Позволил провести комплексную оценку эффективности реализованных мероприятий.  

Реализация проекта обеспечивала полноценное развитие личности  дошкольников 4-5 лет по всем основным образовательных областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Физическое развитие» на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Предполагаемые результаты проектной деятельности:

1. Создание  благоприятного воспитательно – образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ для всестороннего развития ребёнка. 

2. Формирование положительного образа «Я» и адекватной самооценки, владение социально приемлемыми способами поведения.

3. Повышение познавательной активности воспитанников, развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения,  фантазии и речи.

4. Укрепление физического и психического здоровья воспитанников на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного                взаимодействия педагогов, родителей и детей.

5. Повышение уровня  психолого-педагогической компетенций родителей и педагогов  в вопросах воспитания и развития детей 4-5 лет.

6. Создание партнёрских отношений между ДОУ и семьями воспитанников,  активизация позиции родителей  в вопросах воспитания. 

Формы работы:

1. Групповые занятия с детьми проводятся с учётом санитарно-гигиенических норм и правил. Продолжительность занятий 20 минут, число детей в группе  8-10 человек.

2. Индивидуальная работа с детьми включает в себя входное (на начало года) и итоговое (на конец года) исследование познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы детей дошкольного возраста.  Полученные результаты были использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов.

3. К каждому занятию прилагалось домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями. 

4. Просветительская работа с родителями ориентированная на создание условий в семье, способствующих более полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях.

5. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов были проведены лекции, семинары-практикумы,  круглые столы.

Структура психологического курса включала в себя три блока:

1. Развивающий блок  состоит из 34 психолого – педагогических занятий и рассчитан на 1 учебный год. Содержание блока включает работу по  5 разделам:

Раздел 1. «Давайте познакомимся». В разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг другу.

Раздел 2. «Мир моих эмоций». Включает игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также распознание эмоциональных реакций  окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 3. «Здравствуй Я». Содержит игры и упражнения на повышение познавательной активности, совершенствование сенсорной функции.

Раздел 4. «Я в мире  друзей». Игры и упражнения блока направлены на формирование у детей чувства принадлежности к группе, формирование у детей адекватной самооценки и позитивного отношения к людям. 

Раздел 5. «Умники и умницы». Содержит игры и упражнения на повышение познавательной активности,  активное развитие психических процессов.

Каждое занятие содержит в себе:

1. Организационный этап (создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);

2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по  теме);

3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике);

4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).

2. Диагностический блок представлен картой социально – коммуникативного развития и картой познавательного развития детей 4-5 лет. 

Данные карты заполняются педагогом-психологом совместно с воспитателем в начале  и в конце учебного года методом наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, а также в ходе беседы с ребенком.  Обрабатываются педагогом-психологом. 

3. Просветительский блок включает в себя организацию деятельности по  повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей  и педагогов в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. 

В процессе работы  было отмечено повышение уровня психолого – педагогической компетенции педагогов и родителей  в вопросах воспитания и развития детей 4-5 лет. Между семьями воспитанников и ДОУ были созданы   партнёрские отношения, способствующие  активизации позиции родителей  и педагогов в вопросах воспитания.  Оптимизация детско – родительских отношений способствовала укреплению  физического и психического здоровья воспитанников, формированию положительного образа «Я», адекватной самооценки и овладению социально приемлемыми способами поведения. Родители были ориентированы на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.  

Сравнительный анализ диагностических исследований в ходе проектной деятельности отметил повышение познавательной активности воспитанников, положительную динамику в развитии психических функций. При этом в экспериментальной группе, где проводилась работа с детьми по программе психологического сопровождения «Большой мир маленького человека» отмечается большая динамика по показателям социально – коммуникативного и познавательного развития дошкольников, чем в контрольной группе.  

Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение дошкольников 4-5 лет в ходе реализации проекта «Большой мир маленького человека» можно считать успешно реализованным.  Проектная работа позволила выработать новые принципы взаимодействия с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами, и тем самым способствовала  повышению качества образовательного процесса.  

Литература

1. ФГОС ДО / Приказ  Министерства образования и науки.  РФ № 1155 от 17.10.2013

2. ФЗ «Об образовании в РФ»  /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29.12.2012

3. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: пособие для практических работников детских садов [Текст]/И.А.Пазухина. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 272 с. ISBN 5-89814-130-8

4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик – семицветик. Программа  психолого-педагогических занятий для детей 4-5 лет   [Текст]/ под общ. ред. Н.Ю.Куражевой. -  СПб.: Речь, 2012. – 144с. . ISBN 978-5-9268-1060-5

1 февраля 2017 в 21:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.