Персональный сайт педагога-психолога Чаматовой Светланы Павловны
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «БОЛЬШОЙ МИР МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» Чаматова С.П.(Галерея методических идей: материалы заочной Международной мастерской современного педагога. 29 марта 2016 г./ гл.редактор М.П.Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. - 720 с. ISBN 978-5-9908049-4-4) Аннотация: психологическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей, что является одним из основных принципов ФГОС ДО. Виды и формы психолого-педагогическое сопровождения разнообразны и включают в себя: сопровождение ребёнка и его родителей, сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности, а так же сопровождение детско-родительских отношений. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, проектная деятельность, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. Современная система дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса. При этом особая роль отводится психологическому сопровождению ребёнка в условиях ДОУ. С целью создания благоприятного воспитательно – образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ, способствующего гармоничному всестороннему развитию личности ребёнка дошкольника 4-5 лет на базе МБДОУ № 207 города Ульяновска (заведующая Давыдова И.Н.) был разработан и апробирован проект психологического сопровождения дошкольников в условиях ФГОС «Большой мир маленького человека». Задачи проекта: 1. Способствовать укреплению физического и психического здоровья ребёнка дошкольника с учётом его индивидуальных возрастных особенностей. 2. Создать условия для проявления познавательной активности для развития памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, творческой фантазии и речи, способствовать самопознанию ребёнка. 3. Формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения с детьми и взрослыми, совершенствовать коммуникативные навыки. 4. Создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей, способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости. 5. Формировать умение подчинять своё поведение нравственным нормам и правилам. 6. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. 7. Гармонизация детско-родительских отношений, формирование активной позиции родителей в вопросах воспитания собственных детей. Работа по реализации проекта велась в трёх направлениях: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с педагогами. И осуществлялась в три этапа: 1. Организационно-подготовительный этап. Включал в себя разработку карт наблюдений для выявления уровня познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников, создание методических условий для реализации проекта. 2. Внедренческий этап. Был направлен на реализацию проектных мероприятий в условиях ДОУ. 3. Аналитический этап. Позволил провести комплексную оценку эффективности реализованных мероприятий. Реализация проекта обеспечивала полноценное развитие личности дошкольников 4-5 лет по всем основным образовательных областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Предполагаемые результаты проектной деятельности: 1. Создание благоприятного воспитательно – образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ для всестороннего развития ребёнка. 2. Формирование положительного образа «Я» и адекватной самооценки, владение социально приемлемыми способами поведения. 3. Повышение познавательной активности воспитанников, развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, фантазии и речи. 4. Укрепление физического и психического здоровья воспитанников на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей. 5. Повышение уровня психолого-педагогической компетенций родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей 4-5 лет. 6. Создание партнёрских отношений между ДОУ и семьями воспитанников, активизация позиции родителей в вопросах воспитания. Формы работы: 1. Групповые занятия с детьми проводятся с учётом санитарно-гигиенических норм и правил. Продолжительность занятий 20 минут, число детей в группе 8-10 человек. 2. Индивидуальная работа с детьми включает в себя входное (на начало года) и итоговое (на конец года) исследование познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы детей дошкольного возраста. Полученные результаты были использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов. 3. К каждому занятию прилагалось домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями. 4. Просветительская работа с родителями ориентированная на создание условий в семье, способствующих более полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях. 5. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов были проведены лекции, семинары-практикумы, круглые столы. Структура психологического курса включала в себя три блока: 1. Развивающий блок состоит из 34 психолого – педагогических занятий и рассчитан на 1 учебный год. Содержание блока включает работу по 5 разделам: Раздел 1. «Давайте познакомимся». В разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг другу. Раздел 2. «Мир моих эмоций». Включает игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также распознание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Раздел 3. «Здравствуй Я». Содержит игры и упражнения на повышение познавательной активности, совершенствование сенсорной функции. Раздел 4. «Я в мире друзей». Игры и упражнения блока направлены на формирование у детей чувства принадлежности к группе, формирование у детей адекватной самооценки и позитивного отношения к людям. Раздел 5. «Умники и умницы». Содержит игры и упражнения на повышение познавательной активности, активное развитие психических процессов. Каждое занятие содержит в себе: 1. Организационный этап (создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей); 2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по теме); 3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике); 4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия). 2. Диагностический блок представлен картой социально – коммуникативного развития и картой познавательного развития детей 4-5 лет. Данные карты заполняются педагогом-психологом совместно с воспитателем в начале и в конце учебного года методом наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, а также в ходе беседы с ребенком. Обрабатываются педагогом-психологом. 3. Просветительский блок включает в себя организацию деятельности по повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. В процессе работы было отмечено повышение уровня психолого – педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей 4-5 лет. Между семьями воспитанников и ДОУ были созданы партнёрские отношения, способствующие активизации позиции родителей и педагогов в вопросах воспитания. Оптимизация детско – родительских отношений способствовала укреплению физического и психического здоровья воспитанников, формированию положительного образа «Я», адекватной самооценки и овладению социально приемлемыми способами поведения. Родители были ориентированы на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Сравнительный анализ диагностических исследований в ходе проектной деятельности отметил повышение познавательной активности воспитанников, положительную динамику в развитии психических функций. При этом в экспериментальной группе, где проводилась работа с детьми по программе психологического сопровождения «Большой мир маленького человека» отмечается большая динамика по показателям социально – коммуникативного и познавательного развития дошкольников, чем в контрольной группе. Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение дошкольников 4-5 лет в ходе реализации проекта «Большой мир маленького человека» можно считать успешно реализованным. Проектная работа позволила выработать новые принципы взаимодействия с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами, и тем самым способствовала повышению качества образовательного процесса. Литература 1. ФГОС ДО / Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17.10.2013 2. ФЗ «Об образовании в РФ» /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29.12.2012 3. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: пособие для практических работников детских садов [Текст]/И.А.Пазухина. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 272 с. ISBN 5-89814-130-8 4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для детей 4-5 лет [Текст]/ под общ. ред. Н.Ю.Куражевой. - СПб.: Речь, 2012. – 144с. . ISBN 978-5-9268-1060-5 1 февраля 2017 в 21:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.