Персональный сайт педагога-психолога Чаматовой Светланы Павловны

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Давыдова И.Н., Кузина Н.В., Чаматова С.П.)

(Актуализация педагогического опыта: ФГОС-урок. Международная учебно-методическая конференция, 31 августа 2015г./ гл.редактор М.П.Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015.) 

На современном этапе реформирования, возникает чёткое понимание того, что современному обществу в России нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой. Поэтому качество и содержание современного образования при формировании личности  будущего гражданина приобретает в такой ситуации огромную роль. 

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с раннего детства, с его отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И хотя многие  впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности  будущего патриота.

Проведенное  в начале 2013-2014 учебного года анкетное исследование на базе МБДОУ № 207 г. Ульяновска (руководитель Давыдова И.Н., зам. зав. по УВР Кузина Н.В.) позволило выявить следующие проблемы современных семей: 

• у 75% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию своего  города; 

• 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; 

• 43 % родителей затрудняются в знании истории города, края; 

• 24 % родителей не знают и не хотят знать историю города; 

Задача  развития эмоционально-нравственных качеств традиционно решалась в ДОУ, но результаты  исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнения ее новым содержанием. В связи с этим возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного города,  по  привитию дошкольникам и их родителям ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма и любви к своей малой и большой Родине. Практика показала, что эффективным методом формирования у детей гражданственности, воспитания патриотических чувств, активной жизненной позиции, повышения их успешности является взаимодействие всех участников образовательного процесса  в условиях проектной деятельности.  

Именно поэтому педагогическим коллективом МБДОУ № 207 была разработана и апробирована программа эмоционально-личностного развития и нравственного воспитания дошкольников с использованием театральной деятельности  «Симбирск – Родина моя!».  Проектная работа была организована в рамках подготовки к празднованию 365 – летия Симбирска-Ульяновска. Разработки программы были представлены на городском смотре – конкурсе «365 добрых дел» посвящённом 365 – летию города Симбирска-Ульяновска, в котором МБДОУ №207 было присуждено II призовое место.  Программа участвовала в Международной ярмарке – выставке инновационных проектов в 2014 году и была отмечена сертификатом участника.  Кроме того, методическая разработка «Симбирск – Родина моя!» заняла III призовое место и награждена Дипломом победителя за участие во  Всероссийском конкурсе «Земля родная – колыбель золотая».

Мы стремились к тому, чтобы наша программа эмоционально-личностного и нравственного воспитания дошкольников «Симбирск – Родина моя!» не повторяла общеобразовательную программу развития и воспитания детей в ДОУ в плане их приобщения к историческому и культурному наследию, привития семейных ценностей.

Нами были изучены теоретические материалы по развитию эмоциональной и личностной сферы детей дошкольного возраста, по развитию игровой деятельности, как ведущей в этом периоде, по нравственному воспитанию. В результате литературного анализа было принято решение о создании программы, объединяющей краеведческий обзор, творческую деятельность и театрализованную постановку соответствующие единой теме «Симбирск – Родина моя!».

Использование интегрированного подхода, сущность которого заключается в соединении дополняющих друг друга знаний из разных областей на равноправной основе, позволило не только сэкономить время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности детей, но также способствовало более успешному усвоению содержания различных разделов программы.  С целью повышения эффективности образовательного процесса при проведении занятий с детьми и при организации работы с педагогами и родителями  также были использованы информационно - коммуникационные технологии. 

Организационно-подготовительный этап в ходе реализации программы включал в себя работу по формированию в ДОУ творческой среды, способствующей созданию эмоционального настроя и привлечению внимания детей, родителей и педагогов к теме проекта.  

В рамках данной работы было  проведено:  

1.Анкетирование родителей ДОУ «Проблемы современной семьи имеющей детей дошкольного возраста». 

2. Круглый стол с участием педагогов по теме ««Социально-нравственное воспитание дошкольников». 

3. «Вечер вопросов и ответов» с участием родителей всех возрастных групп по теме «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье». 

Внедренческий этап реализации программы заключал в себя проведение занятий  по теме «Симбирск – Родина моя!» с выяснением исходного уровня знаний детей по теме и прояснением тематических понятий по средствам краеведческого обзора, творческой продуктивной деятельности и театрализованной игры. 

Краеведческий обзор включал в себя беседы с детьми по темам:

1. История нашего города.

2. Символика города.

3. Достопримечательности Симбирска-Ульяновска. 

4. Наши земляки. Кто они?

5. Симбирский фольклор.

С целью повтора и закрепления материала по краеведению в программу была включена продуктивная творческая деятельность, как индивидуальная форма работы ребёнка, так и групповая, совместно с педагогами и родителями: тематическое рисование, изготовление макетов достопримечательностей города, поделки симбирских Колобков. Все  работы были представлены на выставке творческих работ.

Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте  является игра, а самым действенным воздействием, эталоном усвоением норм, правил поведения для ребенка во все времена была сказка, нами была создана  авторская сказка для кукольного спектакля «Добрые дела Симбирского Колобка», способствующая гармоничному развитию эмоционально-личностной сферы детей.  Тема выбрана не случайно. Наш город Симбирск - Ульяновск официально является Родиной всеми любимого героя русской народной сказки Колобка. И поэтому именно этот персонаж стал главным действующим лицом новой сказки нашего города о вечном: о доброте и дружбе, о ценностях семейных традиций и о любви к своей малой родине. Сказка затрагивает проблемы нравственного воспитания, а ведь оно рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, т.к. способствует развитию гуманных чувств, формированию этических представлений, навыков культурного поведения, социально - общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений, умения дружно играть и трудиться, справедливо оценивать не только поступки других детей, но и свои.  

Детей во все времена учили на положительных примерах, отрицательные же старались не демонстрировать, а главное, всегда их сопровождали моралью. Герои нашей сказки демонстрируют ценность семьи и семейных традиций, уважение и любовь к родителям, трудолюбие, дружбу, гордость за свою Родину. Колобок встречается с героями других русских народных сказок: с Зайкой и Лисой из р.н.с. «Заюшкина избушка», с Волком и Козлятами из р.н.с. «Волк и семеро козлят» и при этом всегда выступает в роли миротворца.  Таким образом, передача нравственного поведения происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.  Сказка предлагает каждому ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.

Заключительный этап обобщения и подведения итогов был представлен творческим самовыражением участников проекта: театрализованной постановкой сказки «Добрые дела Симбирского Колобка» и выставкой творческих работ «Симбирск – Родина моя!»  

В ходе реализации проекта  в ДОУ были созданы  условий для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы дошкольников и раскрытия  их творческого и нравственного потенциала. В процессе работы у детей были сформированы представления об исторических и культурных  особенностях Симбирска-Ульяновска, дети познакомились с символикой и достопримечательностями родного города, с именами  земляков, прославившими его. Симбирский фольклор позволил детям окунуться во времена прошлого и познакомиться со сказками, пословицами и поговорками того времени.  Программа способствовала воспитанию любви к родному городу, привязанности и эмоционально-ценностного отношения  детей к своей семье и ближайшему окружению как к своей малой родине. Организованная  продуктивная деятельность способствовала не только раскрытию творческого потенциала детей, но и совершенствовала их коммуникативные навыки, умение сотрудничать. Одна из основных задач, которая ставилась при создании программы это укрепление детско-родительских отношений. В процессе работы родители были не только проинформированы о проблемах нравственного воспитания подрастающего поколения, но были активными  участниками при выполнении совместно с детьми творческих работ, что, несомненно, способствовало укреплению взаимоотношений родитель-ребёнок. Родители были ориентированы на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, данная форма работы способствовала более тесному контакту педагогов и родителей, что также является неотъемлемой частью более успешного сотрудничества по  формированию нравственных качеств у детей.  

Театрализованная постановка сказки «Добрые дела Симбирского Колобка»  была представлена несколько раз разным категориям зрителей: детям дошкольного возраста с охватом всех групп, родителям, педагогам, участникам городского конкурса кукольных постановок. Сказка была очень тепло принята всеми зрителями и получила много радужных отзывов, в том числе с просьбами о разрешении использовать её в образовательной деятельности с детьми других детских садов. На Всероссийском конкурсе «Земля родная – колыбель золотая» сценарий сказки «Добрые дела Симбирского колобка»  занял II призовое место.  Также  сказка была участницей городского творческого конкурса «Свет жизни» проводимого Симбирским центром православной культуры.

Также хочется отметить, что  реализованные нами проектные мероприятия легли в основу нового образовательного проекта МБДОУ № 207  «Мы – часть истории большой», успешно реализовавшего себя в рамках  подготовки к 70 – летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 

Образовательный проект «Мы – часть истории большой»  также был представлен на Международной ярмарке – выставке инновационных проектов в марте 2015 года и отмечен сертификатом участника. 

Таким образом, организованная проектная деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию на базе МБДОУ № 207 г. Ульяновска способствует  совершенствованию форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми и родителями, тем самым повышая качество образования.

Список литературы

1. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н.Ф.Андреева // Управление ДОУ. - 2005. - №1.

2. Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания - родителям/ Г. Белоногова, Л. Хитрова  // Дошкольное воспитание. -2003. -  N 1. - С. 82 – 92.

3. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. -  N 1. - С. 60 - 68

4. Киселёва, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С.Киселёва [и др.]. М: АРКТИ, 2006.

5. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С.А.Козлова //Дошкольное воспитание. – 2001.- № 9 

6. Маханева,  М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации [электронный ресурс] / М.Д.  Маханева. – Режим доступа  http://www.portal-slovo.ru

7. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет /  И.Ф. Мулько. – М., 2004 – С. - 96

8. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей  /  Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 8. - С. 8 - 13. 

1 февраля 2017 в 21:49

Прикреплённые файлы:

Документ: НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Давыдова И.Н., Кузина Н.В., Чаматова С.П.)

Описание файла:

Файл называется: sbornik-aktualizacija-pedagogicheskogo-opyta_1tsnk.pdf

Это официальный файл организации «Персональный сайт педагога-психолога Чаматовой Светланы Павловны», в нём содержится НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Давыдова И.Н., Кузина Н.В., Чаматова С.П.).

Размер файла: 12,28 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.