Персональный сайт педагога-психолога Чаматовой Светланы Павловны

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФЕССИЯМ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ (Давыдова И.Н., Кузина Н.В., Чаматова С.П., Головачёва О.А.)

(Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами: сборник материалов Международного педагогического Форума. 21 июня 2016г./ гл.редактор М.П.Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. - 212 с. ISBN 978-5-9908720-0-4) 

Аннотация: В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Это одна из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка и начинается она ещё в дошкольном детстве.  Именно в дошкольном возрасте дети  учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, в ходе игры знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут в дальнейшем развиты в школе.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессии, дошкольный возраст.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, что ложится в основу для их  профессионального самоопределения в будущем.

Ранняя профориентация призвана дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру,  предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно [2, с.8]. 

В начале 2015-2016 учебного года на базе МБДОУ № 207 г. Ульяновска было проведено анкетирование родителей воспитанников по вопросам ранней профориентации, которое  выявило низкий уровень осведомлённости родителей по данной теме, отсутствие представлений о значимости профориентационной работы. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии. При этом, опрос детей старшего дошкольного возраста  показал, что только 25 % из них имеют отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 43 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные 32 % воспитанников знают названия только отдельных профессий, при этом не могут объяснить, где работают их родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Учитывая вышеизложенное,   педагогическим коллективом  ДОУ было принято решение о  необходимости  сделать  раннюю профориентацию одним из приоритетных направлений деятельности. При этом был сделан акцент на  профессиях авиационной отрасли.  Это связано с тем, что наш город Ульяновск – это авиационная столица России, именно у нас расположен Авиастар - один из самых крупных заводов России, который специализируется на выпуске современных пассажирских, грузовых и военно-транспортных самолётов и наши воспитанники являются не только жителями района Авиастроителей, но и являются детьми тех, кто строит самолёты и управляет ими.

Организованная нами деятельность по ранней профессиональной ориентации  заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Отдельным блоком работы является взаимодействие с родителями, направленное на их приобщение к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. 

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогов по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Для ознакомления детей с трудом взрослых нами используются такие методы обучения и воспитания как: беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы; наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций; экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации. 

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.  Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трм направлениям: 

- приближение детей к труду взрослых; 

- приближение работы взрослых к детям; 

- совместная деятельность детей и взрослых. 

Работа по ранней профориентации дошкольников  осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. 

При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей. 

В своей деятельности мы стараемся на сколько это возможно приблизить  работу взрослых к детям. С этой целью проводятся экскурсии на Авиастар, проходят тематические встречи с людьми разных авиационных профессий. Всё это обеспечивает наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. 

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, а также  сюжетно-ролевые и подвижные игры, различные игровые ситуации,  реализуемые в ходе режимных моментов, а также в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка. 

Нашими помощниками являются многочисленные произведения детской художественной литературы, посвящённые труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогают в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.  

В процессе проведения праздников и развлечений мы также затрагиваем тему ознакомления с профессиями взрослых, находим возможность напомнить воспитанникам  о профессиях их родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья также являются хорошим поводом для того чтобы обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье и хорошую физическую подготовку, например, лётчику. А такой тематический праздник как   День авиастроителя празднуется у нас особенно ярко и не только на уровне детского сада, но и целого района. Кроме этого, не редки случаи когда участие наших воспитанников в различных творческих конкурсах также носит профориентационный характер. 

Всё вышеперечисленное нашло своё отражение в проектной деятельности детского сада.  В течение  2015-2016 учебного года на базе детского сада был реализован педагогический проект «Кто строит самолёты».

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. 

Литература

1. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции. — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97-101

2. Пасечникова Т.В Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации [Текст]: методическое пособие/ под ред. С.В.Елькиной. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – С. 45 

1 февраля 2017 в 21:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.