Персональный сайт педагога-психолога Чаматовой Светланы Павловны
СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ.. Чаматова С.П.(Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 15 ноября 2014 г./ ООО "ЗКПЦ "Талант с колыбели". - Курган, 2014.-90 с. ISBN 978-5-9905439-2-8) Здоровье занимает одно из ведущих мест среди значимых для человека ценностей. И ни для кого не секрет, что счастливый ребёнок это в первую очередь здоровый ребёнок, а уже потом умеющий считать, писать, читать и играть на скрипке. Именно поэтому, формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является необходимым условием воспитания подрастающего поколения. Из всех возрастных периодов наиболее благоприятным для создания прочного фундамента здоровья человека является дошкольный возраст. И если в этот сенситивный период родители и детский сад объединят свои усилия в процессе формирования у детей основ физической культуры и культуры здоровья, то нам удастся вырастить нравственно и физически здоровое поколение. В начале 2012-2013 учебного года на базе МБДОУ № 207 города Ульяновска (заведующая И.Н. Давыдова, зам. зав по УВР Кузина Н.В.) было проведено анкетирование «Проблемы современной семьи имеющей детей дошкольного возраста» в котором приняли участие родители всех возрастных групп детского сада. В ходе анкетирования были выявлены следующие проблемы: 1. Отсутствие у родителей достаточных знаний по вопросам педагогики и детской психологии. 2. Отчуждённость в детско-родительских отношениях. 3. Проблемы здоровье сбережения. 4. Отсутствие тесного контакта между педагогами и родителями по вопросам воспитания. 5. «Развитие ребёнка любой ценой». По результатам опроса более 70% семей имеют только первого ребёнка, а значит, как таковой опыт отцовства и материнства у родителей в данных семьях отсутствует. При этом мало кто из них имеет педагогическое, психологическое или медицинское образование, которое могло бы быть опорой в вопросах воспитания детей. Говоря словами доктора Комаровского: «100% взрослого населения знают, как делать детей, но 99,9% не знают при этом, что потом делать с детьми». Стараясь идти в ногу со временем, многие родители начинают заниматься развитием своих малышей с пелёнок, при этом, совершенно не задумываясь о том, что есть определённые возрастные психологические особенности и санитарно-гигиенические нормы которые необходимо учитывать и соблюдать, чтобы развитие ребёнка было гармоничным. Кроме того, заботясь о развитии интеллекта своих детей, многие мамы и папы совершенно забывают об их физическом развитии. Высокая заинтересованность родителей в образовательных играх и занятиях способствует ограничению двигательной активности дошкольников и развитию гиподинамии, что пагубно влияет на состояние детского здоровья. Часто обращаясь к педагогам с вопросами, касающимися укрепления здоровья детей, многие родители просто не задумываются над тем, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни окружающих их людей, как педагогов, так и самих родителей. К сожалению, в настоящее время проблемы материального обеспечения семьи являются для большинства мам и пап наиболее приоритетными, чем проблемы воспитания своих собственных детей. Постоянная занятость родителей, их повышенная нервозность, отсутствие педагогической грамотности являются одной из причин психологической депривации ребенка в семье. Именно поэтому при взаимодействии с родителями необходимо сконцентрировать их внимание на том, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка, его развитием. В середине 2012-2013 учебного года было проведено ещё одно анкетирование родителей, посвященное проблеме здоровье сбережения «О здоровье всерьёз». Результаты анкетирования позволили разделить родителей на 3 группы: социально активные, с высокой степенью готовности к сотрудничеству; социально нейтральные, с высоким исполнительским уровнем; социально инертные, не желающие принимать участие в каких-либо мероприятиях. Около 45% родителей по данным проведённого исследования не являлись достаточно активными при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья. Учитывая всё вышеизложенное, специалистами МБДОУ № 207 города Ульяновска была разработана и опробирована Модель физкультурно-оздоровительной системы включающая в себя совместную деятельность педагогов, детей и родителей. Наряду с традиционными формами участия родителей в образовательном процессе нами были предложены и нетрадиционные формы, представленные: 1. проектной деятельностью в группах среднего, старшего и подготовительного возраста («Шляпа здоровья», «Я и мой организм», «Лучики здоровья», «Будь здоров» и др.); 2. совместными с родителями акциями по формированию ЗОЖ («За здоровьем по дорожкам»); 3. созданием уголков здоровья с использованием, в том числе и нестандартного оборудования, сделанного совместно с родителями; 4. банком родительских идей; 5. работой «Маминой школы» и Центра игровой поддержки ребёнка, где физическое развитие малышей является одним из приоритетных направлений. Для того чтобы родители и детский сад стали партнёрами способными обеспечить условия для полноценного развития детей, изначально необходимо сделать их единомышленниками, обогатить багаж знаний и умений обеих сторон по вопросам формирования здорового образа жизни. Для этого на начальном этапе проводится комплексный мониторинг семей, позволяющий получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи, ее ожиданиях по отношению к ДОУ, устанавливается тесный контакт между педагогическим составом и семьями воспитанников. В качестве форм взаимодействия мы предлагаем мамам и папам наглядную информацию с целью повышения их компетенции, а также участие в лекториях, круглых столах, вечерах вопросов и ответов, проводимых педагогами и специалистами детского сада, сотрудниками детской поликлиники. Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные индивидуальные, наглядно-информационные. Но при использовании любой из форм желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но что главное, практические навыки. Именно поэтому в рамках работы «Маминой школы» и Центра игровой поддержки ребёнка при МБДОУ № 207 организовываются различные практикумы для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста, где они могут приобрести педагогический опыт. Сотрудничество с родителями в рамках данной формы работы позволяет сконцентрировать внимание родителей на более значимых для них темах, таких как «Основные направления в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Закаливание – образ жизни», «На зарядку становись!», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!», «Правильно питаемся, растём и улыбаемся». Родители детей среднего и старшего дошкольного возраста являются активными участниками организованной педагогами проектной деятельности, совместно с детьми участвуют в здоровье сберегающих акциях и мероприятиях, направленных на формирование основ физической культуры и культуры здоровья. Участие в проектной деятельности не только делает родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса, но и способствует более тесному сотрудничеству педагогов с семьёй, а также укрепляет детско-родительские отношения. Главное – это нравится всем! Результатами организованной нами деятельности являются: - повышение компетенции и социальной активности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей; - снижение уровня заболеваемости воспитанников; - укрепление взаимоотношений педагог-родитель и гармонизация детско-родительских отношений; - пополнение предметно-развивающей среды пособиями для игр, в том числе с нестандартным оборудованием, картотек для проведения различных видов гимнастик. Здоровье ребенка – это основной показатель не только физических и личностных характеристик, но и социального окружения. Именно поэтому, необходимо включать семью в единое воспитательно-образовательное пространство как можно раньше. Наша задача помочь родителям осознать свою роль в воспитании ребенка, ведь дети, окруженные вниманием, поддержкой и любовью в семье, имеют больший потенциал в полноценном развитии личности. Литература 1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст] / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с. 2. Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ [Текст] И.А.Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Академия, 2009. – 120 с. 3. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] /Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. – 63 с. 4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]/Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. 5. Исаченкова И.М., Горб Р.А. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада [Текст] / под ред. Т.И.Оверчук //Сборник статей и документов – СПб: «Детство-Пресс», 2004. 6. Коротаева Е.Н., Береснева И.С., Перминова О.Н., Веснина В.В. Социальное партнерство детских садов при организации работы с семьёй [Текст] //Журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013г. №2. – 44с. 7. Кротова Т.В. Основные направления методической работы в ДОУ по взаимодействию с семьей [Текст] / Т.В. Кротова // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: «Прометей» МПГУ, 2004. - 56 – 69 с. 8. Макарова М.С., Рунова М.А. Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья [Текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 4. – 50с. 30 января 2017 в 21:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.