Персональный сайт педагога-психолога Чаматовой Светланы Павловны

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Чаматова С.П.

(Научно-практический журнал "Талант с колыбели" №3,2015)

Проблема взаимодействия педагога детского дошкольного учреждения  с семьями воспитанников является важным аспектом в личностном развитии дошкольников.  Специальные исследования современных педагогов   доказали, что ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает им семья. Семья является уникальной общностью, с которой человек связан всю свою жизнь неразрывными узами, из которой он выносит свои ценностные ориентации и жизненные установки. 

В настоящее время принято говорить о новом подходе  в вопросах  взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которого лежит идея о том, что за воспитание и  образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие. 

Анализ анкетного исследования «Проблемы современной семьи имеющей детей дошкольного возраста» на базе МБДОУ № 207 г.Ульяновска (заведующая И.Н.Давыдова, зам.зав. по УВР Н.В.Кузина) с участием родителей всех возрастных групп подтвердил тот факт, что отчуждённость в детско-родительских отношениях, отсутствие тесного контакта между педагогами и родителями в вопросах воспитания,  являются одними из актуальнейших проблем современности.  Постоянная занятость родителей, их повышенная нервозность, отсутствие педагогической грамотности являются одной из причин психологической депривации ребенка в семье. При этом проблемы материального характера являются для большинства мам и пап наиболее приоритетными, чем проблемы воспитания своих собственных детей.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детского сада, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета их интересов и запросов. Именно поэтому  в своей профессиональной деятельности педагогическим коллективам необходимо ориентироваться  на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции,  укрепляющей  детско-родительские отношения  и  делающей   развитие детей дошкольного возраста  гармоничным.  

Взаимодействие педагогов с родителями во многом определяется теми формами и методами, которые они использует в своей работе. Чем оригинальней они и интересней, тем большее количество пап и мам вовлекается в сотрудничество, тем выше доверие к ДОУ. Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Но при использовании любой из форм желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но что главное, практические навыки.

Учитывая всё вышеизложенное  педагогический коллектив  МБДОУ № 207 г.  наряду с традиционными формами  взаимодействия с семьями воспитанников, такими как дни открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания и конференции,   внедрил в свою деятельность  и  нетрадиционные формы  сотрудничества, в рамках функционирования при ДОУ Семейного клуба,  «Маминой школы» и Центра Игровой Поддержки Ребёнка. 

Кроме этого, одной  из нетрадиционных форм взаимодействия с семьями  наших воспитанников являются тематические акции, которые позволяют объединить, сделать единомышленниками всех участников воспитательно – образовательного процесса.  

Акция (в переводе с лат. – Action) – это действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. 

Основная цель проводимых в нашем детском саду акций - создание благоприятного психологического климата, способствующего гармоничному развитию детей дошкольного возраста через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами и родителями. 

Проводимые нами акции в зависимости от цели позволяют  привлечь внимание достаточно большого числа родителей как одной группы, так и детского сада в целом.  Несмотря на то что это групповой метод работы, акции имеют сугубо индивидуальную направленность, проводимые мероприятия, ненавязчиво погружая в заданную тему,  затрагивают непосредственно каждого участника, будь то ребёнок или взрослый. По своему содержанию  они   просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия. Кроме того, оригинальные приёмы реализуемых мероприятий позволяют  улучшить настроение  всех участников воспитательно-образовательного процесса,  сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.

В рамках подготовки к тематическому родительскому собранию  «Счастье – это когда тебя понимают..» в нашем детском саду была проведена акция «Кораблик моих желаний». Для педагогов она стала  безграничным полем для творческого поиска и  самовыражения, хорошим средством  найти общий язык с семьями воспитанников. Акция дала прекрасную возможность мамам и папам стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, а детям получить позитивную обратную связь от своих родителей, ощутить любовь и собственную нужность.

«Кораблик моих желаний»

(акция с участием детей старшего дошкольного возраста)

«Мы в долгу у наших детей,

                              потому что мы учим их считать, 

         а они нас быть счастливыми…»

Цели: формирование позитивного целеполагания; гармонизация детско-родительских отношений.

Формы и методы проведения: беседа с детьми на тему «Исполнение желаний».

Подготовительная работа: ознакомление детей с произведением Валентина Катаева «Цветик - семицветик»; изготовление эскиза поверхности моря; изготовление каждым ребёнком кораблика в техники оригами.

Длительность: 1 неделя.                                      

План проведения: 

1. Беседа с детьми на тему  «Исполнение желаний» 

«Ребята, знаете ли вы историю про девочку Женю, которой в руки попал волшебный Цветик-семицветик, способный исполнять желания? Давайте вместе вспомним эту историю.  (Дети вместе с педагогом вспоминают содержание книги Валентина Катаева «Цветик - семицветик»)

 - Сегодня у  нас с вами есть замечательная возможность поделиться друг с другом своими заветными желаниями. И пусть всё, о чём вы мечтаете, обязательно сбудется, как когда то сбылось и у меня.  Хотите, я поделюсь с вами своей детской мечтой? (Педагог делится с детьми своей сбывшейся детской мечтой) 

- А у вас есть мечты? (Дети по кругу делятся своими  мечтами, желаниями. Ответ каждого ребёнка записывается на заранее  изготовленных ими корабликах)

- А теперь давайте, мы с вами отправим наши кораблики в далёкое  плаванье и я уверена, что каждое ваше желание обязательно сбудется. (Дети  устанавливают свои кораблики на эскизе поверхности моря, отправляя в далёкое плаванье)» 

2. Представление выполненной работы родителям на очередном родительском собрании.

«Уважаемые родители, некоторое время назад совместно с  ребятами мы размышляли на тему исполнения желаний. Размышляли о том, какие бывают желания, что нужно для того чтобы они сбывались и все ли желания сбыточные. И оказалось, что у каждого из ребят есть своя мечта. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, у кого-то она с веселинкой, а у кого-то заставляет грустить, но, так или иначе, это мечта ребёнка и поэтому ценна. Мечты Ваших деток я записала на корабликах сделанных их руками и вместе с детьми мы отправили их в далёкое плаванье. Сегодня эти Кораблики детских желаний приплыли к Вам, чтобы Вы смогли лучше понять своих детей, ведь какое это счастье когда тебя понимают». 

3. Родители знакомятся с результатами акции, делятся впечатлениями. 

Идёт совместное обсуждение с педагогом-психологом. В итоге делается вывод о том, что нашим детям не так уж и много нужно, и что многие из них, будучи детьми, больше желают заботиться о других, о своих близких, о своих мамах, папах, животных. 

Литература

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст]  / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.

2. Галеева Н.П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй: учебно-методическое пособие [электронный ресурс] / Н.П. Галеева.- Режим доступа  http://www.nsportal.ru

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями  [Текст] /Т.Н.Доронова //Дошкольное воспитание. 2004. № 1. – 63 с.

4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]/Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. 

5. Коротаева Е.Н., Береснева И.С., Перминова  О.Н., Веснина В.В.  Социальное партнерство детских садов при организации работы с семьёй [Текст] //Журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013г. №2. – 44с.    

6. Кремлякова А.Ю. Организация и проведение акций в дошкольном учреждении [Текст] // Справочник  педагога-психолога - 2013. - № 1. – 8-21с. 


30 января 2017 в 21:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.